Люцерн (Luzern, Lucern,Lucerna)

Город потерь

    Скажу сразу и честно: Люцерна - это город, который впечатлил сразу и сильно - пожалуй сильнее всех остальных виденных в Швейцарии городских ландшафтов. Да, именно городских, горы выступают в отдельном зачете!
    Благоприятному впечатлению способствовало солнышко, появлявшееся то и дело среди живописных туч. Из-за туч появлялись ещё и горы, а река и пороги на ней тоже способствовали разнообразию визуального ряда.
    Но, как это часто бывает в жизни, не бывает идеальных мест, и во время милого комплексного обеда на набережной, случилась неприятность. Пожилая дама, вставая из-за столика сильно пнула стул, на котором лежали сумки с фотоаппаратами. И вот... сумка с панасоником уже плывет, покачиваясь на волнах. Оперативные мероприятия по вылавливанию увенчались успехом, и даже работала карточка пямяти, но.. сам фотоаппарат изрядно подмок. В объективе пузырился конденсат, а из батарейного блока то и дело капала водичка.

Сооружения над водой

   
Первое что бросается в глаза в Люцерне - это башня прямо посреди реки. Путеводитель утверждает, что это старое оборонительное сооружение. Ну собственно, а почему и нет - средневековая противолодочная станция.
    Но дальше - интереснее: Через реку переброшены два деревянных пешеходных крытых моста. Тоже историческая ценность, что впрочем не слишком удивляет, а вот удивляет то, что они идут не поперек реки, а наискосок! и то еще более очевидно потому, что их более современные металлические коллеги переброшены через реку строго перпендикулярно, а эти деревянные крытые галереи соединяют их как раз от начала одного до конца другого. Вторым любопытным обстоятельством является то, что под скатами крыши находятся картины, и по форме того места где они расположены, сами картины сделаны треугольными! Ну так вот вернисаж одного из мостов полностью был посвящен иллюстрациям того, как по-разному к человеку приходит смерть. Вот, обратите внимание - справа развеселая смерть с танцами скрипками и гулянками.
    Но на этом список сооружений, мешающий течению реки, не иссяк. Между двумя мостами находятся искусственные пороги и шлюзы.  Это похоже, было сделано для работы маленькой не то электростанции, не то мельницы. Ныне она не работает, а механизм с огромным горизонтальным колесом с лопастями представлен на обозрение публики.
    В целом река (или часть озера Люцерн - разобрать трудно)  похожа больше на главный проспект города, чем на реку. Здания выходят на неё своими фасадами, и стоят вдоль двух берегов стройными рядами. А вот в окружающих реку городских проулках все значительно скромнее и хаотичнее.

Фортификации

    Военные сооружения города не ограничиваются стоящей в воде башней. К реке спускается по зеленому холму с коровами высокая крепостная стена, по гребню которой можно гулять, заглядывая в башни и бойницы. Это остатки длинной стены Музеггмауэр, когда-то опоясывавшей город. Оканчивается она круглой башней, на верху которой веселая статуя воина в железных латах, который чем-то напоминает дворника с метлой.
    А как раз напротив этой башни, на другом берегу реки, высоко на холме стоит декоративный замок-усадьба. С виду вполне сказочный - вроде замка Нойшвайштайн или дворца Пены в Синтре.

Умирающий лев

    Необычным и весьма щемящим сердцем оказался памятник "Умирающий лев" Торвальдсена. Этот памятник высечен в огромной скале на берегу маленького тихого пруда в парке. Зверь выглядит очень трогательно, спокойно и благородно, но сомнений в том что он умрет нет - из спины торчит здоровый кусок древка копья. Еще Марк Твен сказал, что этот памятник - «самое грустное и самое трогательное каменное изваяние в мире».
    Памятник воздвигнут в честь Швейцарских гвардейцев, которые погибли во время штурма дворца Тюильри 10 августа 1792 года, защищая жизнь французского короля.
    Но не смотря на соответствующие надписи, и историческую справедливость, есть существенная группа людей, которые считают что это памятник королю Аслану из Нарнии, лежащему на жертвенном камне.

Пикассо в Люцерне

    Хоть об этом и предупреждал путеводитель, но обширное собрание работ Пикассо в галерее Розенгарт оказалось неожиданностью. Ну откуда в это игрушечном городке столько работ Пикассо? Но тем не менее они там, и главное, не только они, но и фотографии с процессом их создания! Тут сразу ясно становится, что Пикассо был парень развеселый, подвижный, бодрый - и уж точно не вымучивал из себя свои шедевры! И вот почему-то по фотографиям сразу видно, что жизнь была у него полнокровная, настоящая и картины он писал - как будто баловался или развлекался. Одним словом, уважения у меня прибавилось и к Пикасссо и к Люцерне (или к Люцерну - не знаю уже как правильно).





Comments