Горы вокруг Лаутербруннена

Лаутербруннен

   
Итак, пока мы не уехали в следующую поездку, надо успеть рассказать про впечатления от основной части Швейцарии - гор. Главной базой дислокации был Лаутербруннен. Этот городочек расположен на пересадочной станции с нормальной железной дороги на зубчатую.
За ним кончаются дороги и начинаются окультуренные горы, по которым кривой ленточкой ползет ввверх почти игрушечная железная дорога. Сам городок стоит в глубокой и длинной долине, зажатой с двух сторон отвесными горами. Горы весьма живописные - во многих местах с них срываются потоки водопадов. Нам повезло - была весна, наверху таял снег, и водопадов было наверняка в два раза больше чем летом. Правда некоторые из них были недостаточно мощными, и превращались просто в плотное облако водяной люди, висящее у скалы, и переливающееся на солнце постоянной радугой. Из развлечений в городе два постоянно действующих кафе - оба очень милые и домашние. Особенно там понравился фондю - не чета Цурихскому! И одно кафе (Horner) для настоящих крутых прыгунов с гор. Это кафе при общежитии для экстремалов. Каждый вечер там пили пиво компании татуированных девочек и парней, смотрящих в открытые макбуки, а потом они расходились спать по двухъярусным четырехспальным кроватям в номера, чтобы утром снова и снова прыгать с горы.
    Кроме экстремалов там были зеленые поля с коровами вдоль берегов быстрой горной речки, текущей от главного водопада вдоль всей долины, поле для вертолетов, тир для нарезного оружия, несколько магазинов для тех кто забыл что-то дома, и старинное кладбище рядом с кривоватой церковью, которая звонила в самое странное время, мешая постояльцам закладбищенского автокемпинга!

Инвентарь

    Перед поездкой мы почему-то особенно серьезно отнеслись к рекомендациям путеводителя купить специальные ботинки для хождения по горам. Теперь вот даже не знаю правильно  ли мы сделали. Т.е. необходимость ботинок оказалась просто-таки очевидной. Если в самом Лаутербрюннене вовсю цвели деревья и цветы и была теплая весна, то стоило подняться на фуникулере или по железной дороге, и тут же оказываешься  в период нашей мокрой слякотной весны, то тут то там лежит снег, везде лужи, поломанные деревья и камни, приползшие вместе со снегом с гор. Ну а повыше - так вообще март месяц! Толстый снег, солнце, лед - одним словом, без приличных туристических говнодавов не обойтись! Но с другой стороны прямо в городе был открыт отличный магазин с пешеходным, вело,паро и т.д. инвентарем. И надо сказать, цены были вполне конкурентоспособными по сравнению с московскими!

Первый поход

    Первый поход по горам произошел в первый же день. Прямо на ресепшн гостиницы милая девочка сказала, что завтра погода планируется дождливая, а послезавтра - туманная, так что если есть желание посмотреть на горы в лучах весеннего солнышка - лезть наверх надо прямо сейчас! Это было немного неожиданно, но с другой стороны оставалось еще пол дня! не сидеть же, действительно на скамеечке и ждать прихода туч!
    Поэтому наши действия были предсказуемыми и очевидными. Мы пошли на фуникулер, который видели по дороге от станции до гостиницы - и тут же поднялись на нем наверх. И оказались опять на железнодорожной станции, но уже наверху. Дорога вела из Grütschalp через Winteregg в Mürren. Да да вот такая короткая железная дорога - от фуникулера до фуникулера! Но ездить все время на общественном транспорте не спортивно! Поэтому до Мюррена мы пошли пешком.
    Вот как выразить впечатления? Даже не знаю - хотелось все время говорить: о! смотри, подснежники! смотри их сколько! белые и фиолетовые! и поля со снегом еще, бурелом на тропинках, и горы, горы вокруг!!! Приподнятое, одним словом, настроение было. Нос другой стороны, объективно говоря, разве весна красивая? Трава грязно - зеленая, жухлая, снег грязный, лужи и глина вокруг, деревья голые, одни елки зеленеют. Это я к чему собственно - я искал-искал кадр чтоб прям вах - и все понятно стало - но ,мне кажется так и не нашел - просто зафиксировал то, что видел, но эмоций так и не передал.
    Это была самая легкая прогулка из всех - широкие дорожки, плавные спуски и подъемы, цветы вокруг, а на ответвляющихся дорожках вбиты яркие таблички с надписями, гласящими что после долгой и снежной зимы пути и проходы закрыты в связи с завалами снега и ломаных деревьев. Кстати, уже через пять дней, когда мы снова шли по этому пути, половина из них была уже открыта, а на других слышалось рычание бензопил и и ходили рабочие в рыжих жилетках.
    К вечеру дорога наконец закончилась в Мюррене. Солнце уже готово было сесть, работать фуникулеру осталось всего час, и мы поехали вниз. И тут из окна, стало видно скалу - отвесную, высокую скалу, а на ней - площадка - как большой дачный участок в подмосковье. А на участке дом, ульи, хлев, сарай... А дорога к этому дому - канатный узкий мостик через пропасть! И это так поразило - что живет тут на скале человек - со своими коровами, пчелами, и ходит там по участку, и даже вечерами телевизор, наверное смотрит. А вокруг то - пропасть! И за пивом сходить - через пропасть по мосточку и на фуникулере до города! Как они так могут...
    Назад шли по долине вдоль реки - уже в сумерках. Солнце было видно только на верхушках гор и на падающих вниз водопадах. День задался!

Снежные вершины

   
На второй день пребывания, как и пророчило местное метеобюро и девушка на ресепшн, начался мелкий дождь и не то туман поднялся, не то облака опустились. Но это не отбило охоту пойти погулять по горам. Решили первый участок дороги проделать на поезде - сели на него и доехали до Венгега (Wengen).
    Венген - это город без машин. Милые маленькие домики стоят тут и там на склонах зеленых холмов, между ними проложены дорожки и время от времени проезжает состав из четырех желтых вагончиков с торчащими из окон туристами. Но не только этим известен Венген - в нем проходил кубок мира по горным лыжам 2011-2012. Скоростная трасса оканчивается прямо в городе - широкая полоса, отгороженная деревянным забором, я даже сразу и не сообразил что это для горных лыж - думал проход для того чтобы гнать коров на пастбище.
    В городе был большой стенд, на котором горели красны и зеленые лампочки  - красные это маршрут закрыт, зеленая - можно идти. Автоматизация великолепная, проблема была только в том, что зеленая лампочка горела только на дороге назад. Но была еще дорога на Альменд -вверх в направлении железной дороги - там лампочка вообще не горела. Это направление и было выбрано.
    Никогда не пробовали путешествовать между разными сезонами года? Ощущение странное, но точно стоит того, чтобы его испытать! Итак, из весеннего (майского) дождя внизу мы попали в дождь апрельский - когда на деревьях еще нет листвы, но некоторые уже цветут. Дальше по мокрым дорожкам и тропам среди камней и елей мы стали подниматься все выше и выше. В лесу стал попадаться нерастаявший снег, на котором были следы двух пар ботинок, что сильно воодушевляло. Наконец, мы вышли на поле, полностью покрытое смерзшимся снегом. Снег был грязный - с камнями, комками травы и грязи - это был снег, спустивший с гор. Тропинка вела все выше, и мы подошли к горной речушке. Через речку был перекинут мостик, у которого сползающий снег снес перила, сдвинул доски и бревна, и было вообще не до конца понятно под слоем снега где кончается мост и начинается речка. После этого моста дорога (вернее следы тех самых двух пар ботинок) пошла исключительно по снегу. Снег был рыхлым и глубоким, ноги проваливались до колена. фитнесс был сумасшедший!
    И тут, на склоне горы, мы увидели горного барана! он себе спокойно щипал траву на том самом склоне, по снегу с которого мы пробирались наверх. Попытки фотографии успеха не имели - баран был безнадежно далеко! Пришлось оставить его и шкандыбать дальше.
    Собственно после крутого подъема к торчащему из снега плакату про дикую природу вокруг (который был подтверждением тому что мы все еще не сбились с тропы), дорога резко облегчилась - так как мы попали на горнолыжную трассу. Эту трассу прессовали и укатывали всю зиму, поэтому снег на ней был твердый и не проваливался под ногами. На одном из крутых поворотв я обнаружил свалку потерянных вещей. Пара мобильных телефонов, очки, палки сломанные, лыжи непарные и флажки с кубка мира. Вот один флажок достался мне - хоть и грязненький, зато с прямо с трассы!
    Вот так прямо по трассе мы и дошли до Альменда. Дальше сил идти не было, и решили поехать на поезде. Но интересно было то, что на этой станции не было ни души - все гостиницы, дома ,магазины были закрыты - не сезон. Закрыта была и касса станции. Стало боязно, что поезда тут и не останавливаются. Единственное что работало - был туалет! Представляете, пустынный город, ни души, а открываешь дверь туалета - а там чистота, бумага, полотенца, вода и мыло! После увиденного снова проснулась надежда что поезда здесь все-же ходят.
    И действительно, строго по расписанию пришел зеленый смешной поезд с кондуктором, и мы поехали еще выше - на Венгеральп. Венгеральп - точка важная - тут сходятся три дороги - на две стороны горы и выше - на самый верх, к Кляйне Шайдег. Там даже кафе работало, где я и заказал себе огромный салат халф-пайп, который ел дожидаясь поезда на вершину. Тут уже царила настоящая весна начала марта. Поскольку мы поднялись выше туч, солнце светило ослепительно ярко, а вокруг лежал ослепительно-белый снег. Чистый и искрящийся - совсем еще зимний. Поезд пришел, и повез нас еще выше - по железной дороге, построенной на поте, крови и костях итальянских гастарбайтеров. Большая часть пути проходила в темном туннеле в массиве скалы. Когда поезд прибыл наверх, мне стало даже нехорошо - видимо, от перепада высоты. Там было красиво - наверное, так выглядит северный полюс в солнечную погоду - вечные пласты намерзшего льда, блестящий снег и солнце, на которое больно смотреть не сощурив глаза в узкую щелку. Там же нам поставили печати в паспортах посетителей самой высокой точки европейской железной дороги.
    Вот так и закончился день - путешествие по временам года, как и положено - зимой.

Гриндельвальд (Grindelwald)

    Время, проведенное на перевалочной станции в Кляйне Шайдег не прошло даром. Там же была еще одна железная дорога, которая спускалась на противоположный склон горы. И указатель загадочно гласил Grindelwald и Эти мифические города с той стороны гор призывали к посещению! Однако путь туда был выбран менее затратный чем езда через горный перевал: гору мы просто объехали по обычной железной дороге.
    Когда мы туда прибыли, ощущение было что с погодой нам не слишком повезло - моросил мерзкий дождичек и низко ползли облака. Дальше мы увидели стенд с открытыми пешеходными маршрутами - и поняли, что нам не повезло еще сильнее - открыто всего два маршрута - от фуникулера на
Pfingstegg в город, и от города в какую-то горную расщелину Marmorbruch, где в конце была обозначена какая-то едальня.
    При таком богатом выборе решили сначала поехать на фуникулере вверх, а потом.. да, думаю Вы уже догадались - по единственной открытой тропе вниз. Дорожка ,кстати, оказалась вовсе не скучной - луга с сарайчиками на обрывах сменялись высокими сосново-еловыми лесами - как у нас в Подмосковье, только не так густо - и все это на крутом горном склоне.
    На это ушло не больше полутора часов, и настала очередь Марборбрюка - тем более, что пообедать никогда не помешает! Тропинка была недалеко, и мы по ней отправились куда-то в сторону фермерских угодий. По дороге нам попались очаровательные овцы с ягнятами - игривыми и трогательными. Дальше дорожка пошла в лес, и привела к маленькой гостинице. Там оказалась и еда. Вот это было действительно по домашнему! На обед съехались местные фермеры, а обед готовил и сам приносил высокий усатый хозяин заведения. Никакого выбора блюд не было, еда была простая, но сытная и очень вкусная - это все было похоже на большой семейный обед. Люди вокруг активно общались, нас тоже расспросили кто, откуда - и куда дальше собираемся.Наш маршрут по Швейцарии совпал с тем, который они для себя представляли правильным, и они удовлетворенно кивали и спрашивали наши впечатления. Общий обед подходил к концу, и кто-то перешел на кофе, кто-то попросил рюмочку местной настойки, и вскоре пришлось решать куда двинуть дальше. Но информации теперь хватало, и мы отправились по тропинке к старым каменоломням в горах.
    Каменоломни оказались узкой дыркой в скале, которая вела внутрь, а потом куда-то глубоко вниз. Не слишком интересно. Но вот дальше тропа пошл забирать выше, и лес стал казаться еще более знакомым. Он был похож на леса у границы с Финляндией - такой, куда в детстве я ходил собирать грибы и ягоды! Камни во мху, лиственные деревья вперемешку с соснами, мелкие кусты - все было похоже.
    Из любопытных объектов нашелся старый ледовый путь - желоба, по которым когда-то давно спускали глыбы льда с ледника, а потом обернутые коврами и одеялами везли на продажу в город.
    Был еще и узкий мостик над глубокой пропастью с шумящей внизу рекой. С него были видны высеченные внизу в скалах проходы для туристов. Воодушевленные перспективой посмотреть на водопад и реку снизу мы пошли вниз. Однако проход к осмотру водопада был закрыт, и пришлось просто идти вдоль реки, возвращаясь в город. Прямо на реке оказалась каменоломня - т.е. не совсем каменоломня, а скорее камнедробилка. Эта махина собирает камни, которые горный поток приносит вниз и дробит их, создавая щебень. 

Альмендхубель

    И еще одна интересная прогулка была на Альмендхубель (Almendhubel). Указатели в Мюррене говорили что дорога открыта, и можно идти. На свалке рядом с закрытой станцией проката лыж удалось раздобыть две отличные палки - для хождения по недотаявшему снегу. Дальше - по указателям, прямо по полурастаявшим горнолыжным склонам, наверх - к вершине. Очень странное впечатление производят эти склоны вне сезона. Все эти закрытые шале, закусочные, бары, прокаты, зависшие в воздухе сидения фуникулеров... И все это тихое, спокойное, безлюдное. Выглядит так, как будто тут совсем недавно были люди, но потом куда-то неожиданно исчезли. Впечатление приятное, но и немного жуткое.



Comments